Печать
07.02.2023 13:55

Роспотребнадзор проводит Всероссийскую горячую линию по вопросам, связанным с качеством и безопасностью парфюмерно-косметической продукции

altВ период с 6 февраля по 17 февраля 2023 года Роспотребнадзор проводит Всероссийскую горячую линию по вопросам, связанным с качеством и безопасностью парфюмерно-косметической продукции.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Кировской области проконсультируют по вопросам качества и безопасности парфюмерно-косметических товаров, а также о действующих в настоящий момент нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к данному виду товаров.

Телефон «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Кировской области (88332) 40-67-24, который функционирует ежедневно с 10.00 до 12.00 час. (кроме выходных и праздничных дней), и по телефонному номеру Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Юрьянском районе: (883366) 2-13-96.

Также работает телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора – 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). Операторы Единого консультационного центра осуществляют круглосуточный прием звонков, первичную консультацию, а также, по отдельным вопросам перенаправляют в территориальные органы и организации Роспотребнадзора.

Правила выбора парфюмерно-косметической продукции

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) напоминает, что при продаже косметики и парфюмерии продавец должен соблюдать требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила № 2463), и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011 (далее – ТР ТС 009/2011).

При выборе потребителю, в первую очередь, стоит обратить внимание на срок годности парфюмерно-косметического товара и обязательные сведения: название косметики, ее компонентный состав, эффект, который она оказывает, характер действия косметики, применение, противопоказания для применения, способы и условия хранения, объем или масса, уточнить сведения о государственной регистрации.

Обращаем внимание, что вся необходимая информация о парфюмерно-косметической продукции в наглядной и доступной форме должна своевременно представляться потребителю продавцом, чтобы помочь правильно выбрать товар.

Так, покупатель, перед тем как купить парфюмерию, имеет право ознакомиться с ароматом духов, одеколонов, туалетной воды. Для этого продавец использует образцы, пробники, предоставляемые изготовителями товаров.

При передаче парфюмерно-косметических товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты.

Следует отметить, что парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС.

Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения о товаре:

· наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;

· наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

· страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

· наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;

· номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;

· срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

· описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;

· особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);

· номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;

· сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;

· список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита.

Не менее важно! Сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в сопроводительной документации на продукцию. Отсутствие, вышеуказанных документов, а также отсутствие информации о товаре и изготовителе ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение реализуемой парфюмерии.

Совершая выбор парфюмерии, косметики необходимо проявлять осмотрительность в отношении потребительских свойств изделия, поскольку право на обмен товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона, и в соответствии с Правилами               № 2463, на парфюмерно-косметические изделия не распространяется!

Одновременно, вернуть такой товар в магазин можно в том случае, если в нем имеются недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.

Так, в случае обнаружения недостатков в товаре потребитель в соответствии с требованиями ст. 18 Закона вправе:

· потребовать замены этого изделия на товар такой же марки (модели и (или) артикула);

· потребовать замены этого изделия на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом цены;

· потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В этой связи потребитель вправе обратиться к продавцу с соответствующей письменной претензией, которую необходимо вручить нарочно либо направить посредством почтовой связи заказным письмом.

Впоследствии, при невозможности урегулирования сложившейся ситуации в претензионном порядке, потребитель вправе обратиться за ее разрешением непосредственно в суд.

Правила составления искового заявления определены гл. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Исковое заявление может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительств потребителя. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав (ст. 17 Закона).

В случае реализации права на судебную защиту, защита потребительских прав Управлением возможна в порядке, предусмотренном ст. 47 ГПК РФ в ее взаимосвязи со ст. 40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также отметим, что вся актуальная информация в сфере защиты прав потребителей систематически размещается для широкого круга общественности на Государственном информационном ресурсе, который находится в общем доступе в сети Интернет (новостная информация, памятки, примерные формы документов для потребителей, судебная практика и т.д.).

На указанном ресурсе можно ознакомиться и с вступившими в законную силу решениями судов по судебным делам (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/). 

 


Маркировка парфюмерно-косметической продукции

Парфюмерно-косметическая продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно- косметической продукции» (ТР ТС 009/2011).

Указанным нормативным документом определены требования к:

· составу.

· физико-химическим, микробиологическим, токсическим показателям.

· маркировке продукции.

Информация (маркировка) должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно происхождения, свойства, состава, способа применения, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность парфюмерно-косметической продукции, и не мог ошибочно принять данную продукцию за другую, близкую к ней по внешнему виду упаковки и (или) органолептическим показателям.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность его правильного выбора.

Согласно требованиям ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

· наименование продукции
· страна происхождения
· наименование и адрес изготовителя
· объем продукции
· дата изготовления
· срок годности

· номер партии или код, для идентификации продукции

· список ингредиентов

· единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного Союза.

Маркировка должна содержать информацию о наименовании и местонахождении изготовителя и организации, уполномоченной на принятие претензий.

Отсутствие вышеуказанной информации ставит под сомнение происхождение товара, его качество и безопасность.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» с 1 октября 2020 производится обязательная маркировка духов, туалетной воды, производимых и ввозимых на территорию Российской Федерации, и передача сведений об обороте товаров в систему Честный ЗНАК.

Маркировка осуществляется путем нанесения на упаковку или этикетку парфюма специального кода Data Matrix, который состоит из цифровых символов и является индивидуальным для каждой единицы товара.

Продажа немаркированной парфюмерной продукции запрещена с 1 октября 2021 года.

При покупке парфюма потребители могут самостоятельно убедиться, что товар прослеживается в системе маркировки. С этой целью необходимо установить на мобильное устройство приложение «Честный ЗНАК» и с его помощью отсканировать код маркировки товара.

Это позволяет потребителю самостоятельно удостовериться в легальности происхождения товара, а также получить данные, как о самом товаре, так и о его производителе.